 
О́боротень (греч. λυκάνθρωπος, англ. Werewolf, нем. Werwolf, укр. Вовкулака, фр. loup-garou, другие названия: ликан, ликантроп, волкодлак, перевёртыш, окрута, окрутник) — мифологическое существо, обладающее способностью превращаться (оборачиваться, перекидываться) из человека в животное или наоборот.
Известные разновидности оборотней
- Ликантроп — оборотень, принимающий волчий или подобный волчьему облик.
- Волколак или волкодлак — ликантроп в славянской мифологии.
- Вилктаки — ликантроп в литовской мифологии.
- Вервольф — ликантроп в немецкой и англосаксонской мифологии.
- Мардагайл — ликантроп в армянской мифологии.
- Кицунэ — оборотень-лисица в японской мифологии.
- Тануки — енотовидная собака или барсук.
- Аниото — люди-леопарды.
- Ругару — человек с волчьей головой или «гибрид» человека с собакой, свиньей, коровой или даже цыпленком (обычно белым).
- Шелки — люди-тюлени в кельтской мифологии.
В мифологии
Превращение человека в животное — очень распространённый сюжет в мифологиях разных народов мира. Так, в «Слове о полку Игореве» описывается захват Всеславом Полоцким Новгорода и битва на Немиге. Всеслав представлен колдуном и оборотнем. А в этнической культуре североамериканских индейцев обращение в животное-тотем племени является показателем высшего слияния с духом предка. В Скандинавии верили, что берсеркеры умеют перекидываться в медведей и волков. Богатырь русских былин Вольга Святославич
оборачивался «левом-зверем», «рыбой-щучиной», «гнедым туром-золотые
рога», «малым горностаюшком», «малою птицей-пташицей» и другими
животными. В русском фольклоре Змей-Горыныч может обращаться в красивого юношу и в этом качестве посещать женщин, а Кощей Бессмертный обладает способностью превращения в различных существ. В тюркской мифологии оборотни — гульябани упоминаются как злые личности, обитающие в безлюдных местах и пугающие путников.
В русских поверьях оборотнем также называли недоброго духа,
который «мечется человеку под ноги», как предвестник беды. Причём
появляется он всегда мельком, на бегу, и разглядеть его бывает очень
трудно. В отличие от большинства поверий западных стран «русский»
оборотень может обратиться не только в животных, но и в кусок палки,
копну сена, клубок, камень. Перед превращением всегда бьётся о землю.
Считалось, что подобный оборотень — это дитя, умершее некрещёным или
вероотступник, душа которого «проказит поневоле». На Украине оборотень
также был известен как вовкулака, на Севере его часто именовали кикиморой. Свойство оборотней приписывали домовому и ведьме[1]. Проклятые и некрещёные дети или ведьмы могли принимать разные вещественные виды и затем тоже оборачиваться в животных.
В славянской мифологии считалось, что оборотень — это превращённый
колдуном в волка человек, и потому он мог сохранять полное сознание
своей принадлежности к человеческому роду и только внешне походил на
зверя (то есть русские оборотни были добрыми волками). Считалось, что
вернуть ему прежний человеческий вид вполне реально: для этого следовало
надеть на волколака снятый с себя пояс, в котором были сделаны узлы,
при навязывании которых каждый раз произносилось «Господи, помилуй!». Облачившись в такой пояс, волколак тут же терял шкуру и представал в человеческом облике.
Одним из проявлений привычного нам оборотничества (превращение
человека в волка) можно наблюдать рядом с другим, не менее известным
проявлением тёмных сил — вампирами.
Считается, что один из способов убить вампира — укус оборотня. Раны,
нанесённые вампиру оборотнем, не заживают и являются по большей части
смертельными. Но и сами вампиры — тоже оборотни. Так, в произведении Брема Стокера «Граф Дракула» граф предстаёт в нескольких обличьях: старик, молодой красивый человек, гигантская летучая мышь, туман и большая чёрная собака.
|